Зачем нужны подготовительные работы по обслуживанию клиентов в парикмахерской
Нормы обслуживания посетителей в салонах красоты формируются на основе особенностей технологического процесса оказания услуг с сильным влиянием этики, психологии общения, гигиены и безопасности труда. Практикующие стилисты добавили бы: и здравого смысла, поскольку подготовительные и заключительные работы парикмахера каждый день упрощают жизнь как самому мастеру, так и всему салону.
Грамотная подготовка перед непосредственным оказанием услуги не займет много времени, но позволит поддерживать уровень санитарии в салоне и качество обслуживания клиентов на самом высоком уровне.
Подготовительные работы по обслуживанию клиентов в парикмахерской — это комплекс действий на рабочем месте стилиста до начала процедуры укладки, стрижки или, например, окрашивания. Каждая мелочь имеет значение: внешний вид мастера, чистота и удобное расположение инструментов, наличие чистых расходников (полотенец, воротничков, пелерин, пеньюаров), последовательность этапов предварительной обработки волос клиента.
В статье кратко рассмотрим основные виды процедур в парикмахерской и узнаем, что такое заключительные работы парикмахера — тоже очень важные для имиджа заведения.
Подготовительные работы парикмахера перед стрижкой
В учебниках есть общий пункт для всех видов услуг: мастер должен занять свое рабочее место за 15 минут до ожидаемого (по графику записей) визита очередного клиента.
Что нужно успеть:
- разложить на столике или тележке расчески, ножницы, клеммы и другие приспособления для стрижки;
- получить от администратора чистые полотенца, пеньюар и салфетки;
- убедиться, что фен, электробритва и сушуар (или иное салонное оборудование) в исправном состоянии;
- проверить чистоту и остроту обычных и филировочных ножниц, бритвы.
В учебниках еще можно найти интересные советы по размещению аксессуаров на тележке и столике у зеркала. Так, инструменты предлагается держать справа, а на стол в определенном порядке выкладывать почти все содержимое аптечки на случай ЧП. Однако на практике парикмахер-стилист руководствуется в первую очередь принципами рациональности: мастеру-левше удобнее разложить инструменты слева или закрепить в специальных ячейках пояса-чехла.
Что касается аптечки скорой помощи для салонов красоты, ее наполнение не регулируется действующим законодательством и находится вне зоны ответственности парикмахера. Мастера и администраторы обязаны знать, где находится аптечка, и следить за сроками годности/обновлением препаратов.
Встретив клиента улыбкой, пригласите его к креслу и усадите, развернув лицом к зеркалу.
Дружелюбно подскажите клиенту, какое положение ему занять в кресле. Прямая посадка и максимальный контакт спины со спинкой кресла упрощает подход мастера ко всем зонам головы.
Тщательно помойте руки и, обсудив особенности желаемой стрижки и оценив индивидуальные особенности роста волос, наденьте на гостя пеньюар с воротничком. Затем покройте спинку кресла с внутренней стороны пелериной. Теперь можно пригласить клиента пройти в зону мойки.
Для мытья технологи рекомендуют подобрать шампунь и смываемые средства ухода с учетом особенностей волос и кожи головы клиента. Вам же будет легче во время стрижки: пушистые локоны станут послушнее после разглаживающего кондиционера, а ломкие — более эластичными после укрепляющей маски.
Заключительные работы парикмахера после стрижки
Благодаря вашим стараниям волосы клиента выглядят прекрасно — что дальше? Заключительные работы парикмахера после стрижки предполагают выполнение следующих шагов:
- С помощью фена и расчески вычесать и аккуратно удалить с волос и кожи клиента застрявшие волоски.
- Снять сначала воротничок, затем — пеньюар, сворачивая последний таким образом, чтобы не допустить падения состриженных волос на одежду клиента. Убрать использованные салфетки, полотенца и пеньюар.
- Спросить клиента, понравилась ли ему стрижка, поддержать разговор и по его завершении проводить гостя к администратору.
- Провести дезинфекцию и санитарную обработку расчесок и острых инструментов, способных повреждать кожные покровы. За периодически меняющимися требованиями санитарного законодательства следите по актуальным СанПиН.
- Промыть остальные приспособления и убрать в места хранения.
В некоторых салонах красоты ответственность за чистоту на рабочем месте лежит на администраторе. Если в вашем салоне принято убирать за собой самостоятельно, протрите поверхности рабочей мебели, раковину, сметите и утилизируйте состриженные волосы.
Подготовительные работы парикмахера перед окрашиванием
До начала основного технологического цикла окрашивания последовательность действий незначительно отличается от подготовки к стрижке. На месте тоже следует появиться минимум за 15 минут, подготовить красители и необходимые текстильные аксессуары, довести опрятность рабочей и мокрой зон зала до совершенства. С момента встречи с клиентом до этапа мытья головы появляются два отличия.
- Подготовительные работы парикмахера перед окрашиванием включают в себя диагностику волос. Определение их типа, текстуры, толщины, степени поврежденности и пористости позволит правильно подобрать осветляющие продукты и краситель, технику окрашивания.
- Тест на чувствительность кожи к красящему составу — еще одна превентивная мера, которая спасает гостей салона от аллергии, а сам салон — от исков и внеочередных проверок.
Права клиентов гарантирует статья 29 закона «О защите прав потребителей». Если недостатки оказанной стилистом услуги оказались настолько серьезными, что повлекли за собой убытки со стороны потребителя услуги, возмещение убытков лежит на салоне красоты и, опосредованно, на мастере. Законодательная норма распространяется и на технологический процесс парикмахерских процедур, и на вспомогательные работы, в том числе на подготовку к окрашиванию.
Производители профессиональной косметики рекомендуют проводить тест на аллергию за 48 часов до окрашивания, заранее пригласив клиента на эту процедуру. Клиент имеет право отказаться от теста, но в таком случае необходимо взять расписку или сделать соответствующую запись в журнале салона, подтверждающую отказ от претензий.
Заключительные работы парикмахера после окрашивания
Вашему клиенту понравился новый цвет волос? Позаботьтесь о том, чтобы приятную эмоцию не испортили мелкие недочеты. В перечень заключительных работ парикмахера после окрашивания включены:
- Беседа с клиентом, советы колориста по домашнему уходу за волосами и оттенком окрашивания.
- Нанесение питательного крема по линии роста волос в случае покраснения кожи лба, перенесшей контакт с осветляющим составом.
- Снятие салфеток и пеньюара, очищение рабочего места и мойки от следов красителя/осветляющего состава.
- Утилизация одноразовых приспособлений (перчаток, салфеток, ватных дисков, тюбиков красителей и т.д.), мытье мисок и кистей.
Не забудьте перед санитарно-гигиеническими работами заполнить рабочий лист списком выполненных услуг и передать администратору с итоговой суммой по прейскуранту цен салона.
Подготовительные работы перед созданием прически и завершающие работы после стайлинга требуют от парикмахера аналогичной внимательности к мелочам, дисциплинированности и аккуратности. Разница только в специфических инструментах и продуктах. После укладки волос предстоит очистить больше приспособлений (шпильки, невидимки, бигуди, термоприборы, все задействованные щетки и расчески). А с баллонами лаков-спреев следует обращаться особенно осторожно — не размещать у источников тепла, на ронять, использовать только по прямому назначению.
Поддержание мастером качества обслуживания
По мнению экспертов в области клиентского сервиса, цель успешной коммуникации заключается в создании положительной эмоции. Сотрудники салона делятся хорошим настроением и таким образом повышают вероятность того, что клиент захочет снова и снова возвращаться в это гостеприимное заведение с достойным уровнем сервиса.
Стилист участвует в коммуникации на всех уровнях:
- Опрятно выглядит и соблюдает санитарные нормы — вот почему в учебниках рекомендуется мыть руки в присутствии клиента.
- Безупречно выполняет свою работу, стремится не допускать недочетов.
- Спокойно реагирует на жалобы и готов приложить усилия, чтобы клиент остался доволен сервисом.
- Ставит клиента в центр своего внимания, не отвлекается на телефонные разговоры и разговоры с коллегами.
- Общается вежливо, тактично и с позиции квалифицированного советника, без психологического давления авторитетом (или, как говорят психологи, без «пристройки сверху»).
Подготовительные и заключительные работы парикмахера упрощают задачу, превращают ее в простой структурированный сценарий поведения. Автоматизируя процесс, вы оставляете для себя время морально подготовиться к работе, позаботиться о своем внутреннем комфорте. Помните: чтобы поделиться хорошим настроением, сначала нужно поднять настроение себе.