Почему необходимо иметь бизнес-план при открытии парикмахерской
Бизнес-план для парикмахерской — это стратегический документ, выполняющий ряд важных задач в успешном запуске и управлении бизнесом. Какие возможности предоставляет комплексное планирование коммерческих процессов:
- Изучить рынок и конкурентов: в процессе составления бизнес-плана идет анализ общих и актуальных тенденций на рынке парикмахерских услуг, специфики ведения бизнеса в вашем городе. Команда выявляет потребности потенциальных клиентов, а также изучает возможных конкурентов, анализирует их преимущества и недостатки.
- Структурировать информацию: в бизнес-плане собирают и упорядочивают все значимые данные, включая финансовые показатели, маркетинговые стратегии и операционные процессы.
- Определить последовательность этапов работы: бизнес-план станет чек-листом предстоящих задач на различных этапах создания и развития парикмахерской, начиная с поиска подходящего района и заканчивая реализацией маркетинговой кампании.
- Упростить контроль над проектом: бизнес-план выполняет функцию точного плана действий по мониторингу и контролю как во время запуска проекта, так и в первые годы работы салона.
- Зафиксировать KPI: постановка конкретных финансовых целей для парикмахерской (доход, прибыльность) и расчет ключевых показателей (заполняемость салона, продажи косметики и т.д.) в бизнес-плане мотивируют и позволяют отслеживать рост эффективности вашего дела.
- Проанализировать риски: бизнес-план дает возможность заранее выявить возможные риски, связанные с бизнесом (в том числе влияющие на KPI), разработать стратегии и планы для их минимизации.
- Привлечь инвесторов и дополнительное финансирование: бизнес-план наглядно демонстрирует контрагентам потенциал и перспективы развития салона, иллюстрирует вашу компетентность как предпринимателя. Иными словами, открывает дорогу для серьезных инвестиций.
- Получить помощь от вашего региона по социальному контракту: один образец бизнес-плана парикмахерской (для самозанятого или парикмахера — индивидуального предпринимателя) в обязательном порядке необходимо предоставить комиссии соцзащиты, если вы имеете право претендовать на участие в соцконтракте.
В конце концов, это «настольное» руководство для управления именно вашим бизнесом: структурированный план действий помогает управлять парикмахерской более эффективно, следить за выполнением целей и при необходимости гибко адаптировать стратегию.
Бизнес-план входит в стартовый пакет документов любого проекта в сфере красоты, от самозанятого парикмахера или салона эконом-класса до люксовых заведений. Воспринимайте планирование как динамичный процесс. «Живой» бизнес-план должен регулярно пересматриваться и обновляться. Только тогда документ остается актуальным и служит надежным руководством для успешного управления парикмахерской.
Как правильно начать составление бизнес-плана парикмахерской
Разбить работу на мелкие задачи и начать поэтапно выполнять каждую из них — этот принцип эффективного тайм-менеджмента уместен и при составлении деловой документации. Структурированный и системный подход к созданию бизнес-плана для открытия парикмахерской побеждает хаос и энтропию в делах, а заодно позволяет глубоко изучить каждый аспект будущего бизнеса.
Как в любом большом деле, конкретика убережет от ошибок и необдуманных решений.
Начните подготовку к открытию собственного бизнеса со сбора данных, основы бизнес-плана:
- Цель проекта. Четко сформулируйте долгосрочные и краткосрочные цели, систему ценностей вашей парикмахерской. Установите ожидаемые конечные результаты и методы их достижения (общая направленность деятельности, конкретные услуги).
- Анализ рынка. Соберите информацию о конкурентах и объеме рынка. Оцените потребность в парикмахерских услугах в вашем регионе, проанализируйте целевую аудиторию (ЦА) и ее потребности, определите конкурентов, изучите их преимущества и недостатки.
- Выбор места расположения. Аналитики рекомендуют приступать к поиску места и примерных вариантов помещений уже после широкомасштабного знакомства с ЦА. В бизнес-план можно включить данные о проходимости улицы и конкурентной среде района.
- SWOT-анализ. Проведите анализ возможностей и угроз для вашей парикмахерской. Обозначьте потенциальные сильные и слабые стороны проекта. По результатам продумайте сценарии управления рисками.
- Разработка стратегии. Определите уникальное предложение вашей парикмахерской. Установите ценовую политику и маркетинговую стратегию. Разработайте подробный план привлечения клиентов.
- Финансовое планирование. Составьте прогнозные финансовые показатели, включая доходы, расходы и прибыльность. Рассмотрите вопрос стороннего финансирования, если в нем возникнет необходимость.
К тому моменту, когда вы начнете готовить бизнес-план, структурируйте информацию о внутренней «кухне». В документ следует включить описание организационной структуры парикмахерской, бизнес-процессов и операционных процедур. Раздел получится объемным: опишите роли и обязанности ключевых членов команды, определите количество человек в штате, требования к найму сотрудников, точные характеристики помещения, оборудования и средств, используемых для предоставления услуг.
Также стоит продумать процесс приема клиентов, организацию обучения персонала, систему отслеживания ключевых показателей, систему учета доходов и расходов, возможность автоматизации бизнеса.
Что должен содержать в себе грамотный бизнес-план по открытию парикмахерской
Пройдемся по примерной структуре будущего документа — каждый раздел вносит свою лепту в планирование бизнеса и презентует проект инвесторам.
Титульный лист и резюме
На титуле приведены название проекта, логотип, ФИО и контактные данные ответственных лиц. Резюме идет за титульным листом, однако составляется последним и представляет собой краткую выжимку последующих разделов: цели и задачи бизнеса, форма хозяйственной деятельности, требуемый объем финансовых вложений.
О проекте
Здесь приведены организационно-правовая форма бизнеса (ООО, ИП и пр.), адрес, учредители и их доли в бизнесе, помещения в собственности или аренде. Укажите коды хозяйственной деятельности по ОКВЭД, лицензируемые, нелицензируемые и патентные виды услуг, предпочтительную систему налогообложения. Опишите миссию вашей парикмахерской, ценности команды, конкретные цели, предполагаемую целевую аудиторию, требуемый объем ресурсов и пункты расходов.
Формируя бизнес-план парикмахерской для комиссии соцзащиты в рамках подачи заявки на социальный контракт, необходимо изучить условия программы материальной помощи в вашем регионе. В частности, обратите внимание на целевые статьи расходов. В некоторых регионах запрещено закупать расходные материалы и оплачивать аренду помещения из средств, полученных по соцконтракту.
Кстати, начать свое дело могут и самозанятые, поэтому бизнес-планы актуальны и для такой правовой формы ведения трудовой деятельности. Не забывайте, что самозанятость предусматривает финансовые ограничения: доход не более 2,4 миллиона рублей в год.
Анализ целевой аудитории и маркетинговая стратегия
Опишите проведенное исследование рынка и оцените спрос на парикмахерские услуги с акцентом на региональных особенностях. Раздел рассказывает о целевой аудитории (пол, возраст, интересы, доход и т.д.) и методах ее привлечения.
Стратегия продвижения включает в себя рекламу, маркетинговые кампании, создание логотипов, вывесок и прочие мероприятия для привлечения и удержания клиентов. Система мотивации клиентов — бонусные программы, персональные скидки и акции — также следует описать в данном разделе.
Анализ рынка и конкурентов
В данный раздел можно включить результаты исследований локального рынка и конкурентного анализа. Поскольку ваши прямые конкуренты выступают не столько примерами для подражания, сколько точками отстройки, важно указать их ключевые параметры и свои конкурентные преимущества. Ответьте на вопрос: как вы планируете выиграть в деловом соперничестве?
Внутренние рабочие процессы
Раздел посвящен структуре вашей команды, ролям и обязанностям ключевых сотрудников, режиму работы салона. Укажите поставщиков, с которыми вы сотрудничаете или планируете начать сотрудничество.
Финансовый план
Здесь нужно указать все расходы и доходы салона. Укажите, откуда вы получите финансирование для вашей парикмахерской (собственные средства, заемные средства, инвестиции). Оцените расходы на ремонт помещения, закупку оборудования и косметики, зарплаты. Опишите ценообразование процедур и составьте прейскурант на услуги. Подготовьте прогноз объема продаж и прибыли на основе прогнозируемого потока клиентов и ценовой политики. Рассчитайте, сколько времени потребуется для окупаемости инвестиций и какой прибыльности вы ожидаете.
Анализ рисков
Идентифицируйте потенциальные риски, связанные с бизнесом (например, низкая клиентская база, изменения в законодательстве и др.). Опишите стратегии и меры по снижению последствий внешних факторов и управлению рисками.
Как можно получить готовый бизнес-план парикмахерской
Существует три способа получить бизнес-план парикмахерской с расчетами — в большей или меньшей степени адаптированный под специфику вашего бизнеса.
- Купить франшизу. Франчайзеры обычно предоставляют своим франчайзи готовые бизнес-планы. Хороший вариант для старта в отрасли, поскольку франчайзер уже оптимизировал бизнес-процессы и готов делиться успешным опытом.
- Воспользоваться услугами эксперта. Эксперт (или группа экспертов) в сфере экономического планирования возьмет на себя разработку индивидуального бизнес-плана, учитывая все тонкости и детали вашего проекта.
- Изучить шаблоны в интернете. В Сети есть масса готовых образцов бизнес-планов, и при желании их можно адаптировать под свои нужды.
Готовый шаблон ничего не стоит и, безусловно, может облегчить процесс разработки бизнес-плана, но индивидуальный подход всегда даст лучшие результаты. Каждый бизнес уникален, и успешный бизнес-план должен учитывать конкретные особенности вашей парикмахерской, включая местоположение, целевую аудиторию, конкурентное окружение и ресурсы. Причем никто не знает особенности проекта лучше, чем вы сами.
Цифровые платформы федерального и регионального значения — еще один источник полезной информации в помощь малому бизнесу.
Как работать с образцами бизнес-плана салона-парикмахерской из интернета
Допустим, вы морально готовы полностью погрузиться в аналитическую работу. Не хватает только знаний, от которых можно было бы оттолкнуться, и понимания, с чего начать. Тогда руки сами тянутся ввести в поисковую строку браузера «бизнес-план для парикмахера скачать».
Нет ничего стыдного в копировании. При одном условии: исходные материалы тщательно перерабатываются и адаптируются.
Какие ошибки часто встречаются в готовых шаблонах:
- Много «воды». Некоторые бизнес-планы могут содержать избыточное количество обобщенной информации (например, в описаниях услуг), не имеющей прямого отношения к бизнесу.
- Недостаточная детализация. Найденные в Сети образцы не всегда содержат исчерпывающее описание бизнес-процессов, финансовых прогнозов и стратегий. Многие расчеты в бизнес-планах недооценивают стоимость открытия и ведения бизнеса. Если не подойти к документу критически, в итоге средств просто не хватит.
- Нереалистичные прогнозы. Скорее всего, они взяты с потолка и слабо связаны с реальными рыночными условиями. Вот почему финансовая часть должна быть написана вами или другими компетентными лицами.
Бизнес-консультанты предлагают учесть три правила работы с готовыми шаблонами:
- Ищите образцы бизнес-планов в надежных источниках. Вам в помощь официальные сайты организаций по поддержке предпринимательства, бизнес-порталы и форумы. Постарайтесь найти релевантные документы — по вашей отрасли и типу бизнеса.
- Изучите несколько образцов: их структуру, формат, содержание и стиль. Обратите внимание на актуальность информации, наличие реалистичных финансовых прогнозов и обоснования стратегии.
- Выполните свои расчеты и дайте прогнозы, основанные на реальных данных и исследованиях рынка. Это важный этап, так как ваши финансовые прогнозы станут ключевой частью будущего бизнес-плана.
После создания бизнес-плана начинается самый интересный и сложный этап. Конечно, это уже совсем другая история со своими взлетами и падениями. Пусть взлетов будет больше, а поможет в этом программа по созданию успешного салона Salon Emotion.